1. Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый
полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего
характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Нормативные акты издаются органами, обладающими
нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт
является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
Нормативный акт занимает особое место в системе правовых
актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в
других главах учебника).
Выделяются следующие основные специфические черты нормативно-правового
акта. Во-первых, нормативно-правовой акт, принимаемый только высшим
представительным органом — парламентом (Федеральным Собранием — в России),
представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же
непосредственно самим народом путем референдума. Во-вторых, нормативно-правовой
акт обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права,
верховенством и является главенствующей формой права. В-третьих, закон как
источник права, исходящий от высшего представительного органа, выражающего (по
крайней мере теоретически) волю и интересы всего общества или народа, тоже
должен отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и
зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона в
качестве выразителя «общей воли». В-четвертых, закон, в отличие от других
нормативно-правовых актов, издается по наиболее важным вопросам государственной
и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее
важные общественные отношения. В-пятых, закон принимается, изменяется и
дополняется в особом законодательном порядке. Законодательная процедура
существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами
— положениями или регламентами высших органов государственной власти и является
объективно необходимой.
2. На территории России нормативные акты действуют в
отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций,
иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные
акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных
лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей,
госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов
войны, многодетных матерей и т.д.).
Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно
которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать
российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории
другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже
если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.
Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в
вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических
представительств иностранных государств и членов их семей.
3. Нормативно-правовые акты по их юридической силе могут
быть разделены на обычные и конституционные. Понятие последних носит полемический
характер, так как их формулировка у различных авторов неодинакова. Так, некоторые
правоведы относят к ним Конституцию и законы, которыми вносятся изменения и
дополнения в Основной Закон.
4. Нормативно-правовые акты различаются по пространству
их действия общие и местные. Под первыми понимаются законы, в сферу действия
которых входит вся территория определенного государства, местные же законы действуют
только на определенной его части. Однако следует отметить, что такая
дифференциация присуща в основном государствам федеративного устройства.
По содержанию нормативно-правовые акты делятся на общие,
которые распространяются на всех граждан определенного государства, и специальные,
действующие только в отношении определенного круга лиц, имеющих специфический
признак, отличающий их от других людей. Также в юридической литературе
существуют деления, классифицирующие законы по субъектам законотворчества, по
отраслевой принадлежности, по форме выраженности и другие.